БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Афиша » Звезды и парии

Звезды и парии

Известный тезис «Искусство требует жертв» был доведен обществом XVII — XVIII веков до крайности. До сих пор не было в музыкальном мире явления более ужасного и одновременно прекрасного, чем искусство певцов-кастратов. В России буквально до недавнего времени даже специалисты-музыковеды либо толком не знали о той роли, которую играли в эпоху барокко кастраты, либо вообще стыдливо умалчивали о самом факте их существования. И это при том, что ни одна барочная опера не была написана без ориентации на певца-сопраниста или певца-контральто, при том, что сохранилось живое свидетельство их искусства — аудиозапись одного из последних кастратов, Алессандро Морески, датированная началом прошлого века.

Когда Россия наконец-то познакомилась с записями опер, ораторий, песен, которые на протяжении второй половины XX столетия делали адепты аутентичной манеры исполнительства на Западе, многие испытали настоящий шок, услышав, как поют контратенора. И по сей день даже в среде профессионалов можно столкнуться с путаницей в понятиях: многие чуть ли не принимают сегодняшних контратеноров за кастратов, в то время как искусство первых ни в коей мере не связано с физиологическими особенностями человека (если не брать в расчет наличие вокального таланта), а является результатом освоения особой школы пения, которая в действительности существовала и в бытность кастратов, затем была утеряна, а в прошлом веке восстановлена по документальным источникам. Существенно и то, что по своим возможностям голос контратенора не сравним с голосом кастрата, поскольку обладает весьма ограниченным диапазоном и небольшой силой. Да и специфика фальцетного пения, на чем основывается контратеноровая школа, обусловливает довольно редкое появление по-настоящему красивых голосов, подобных феерическому контральто звезды барочной оперы прошлого века Джеффри Галла.

Культура исполнения барочной оперы пока недоступна российским меломанам. У нас нет соответствующей школы. Но интерес к старинной музыке с каждым годом возрастает. Поэтому появление книги Энгуса Хэриота «Кастраты в опере» на русском языке для многих стало настоящим событием. По сути, это единственный русскоязычный источник, изучив который, можно получить представление об особенностях европейской оперной жизни эпохи барокко. Автор пытается проанализировать множество фактов, обусловивших как возникновение феномена кастратов, так и постепенное угасание их искусства. Он находит свидетельства, указывающие на возможное существование таких певцов уже в IV веке (!), и прослеживает их путь вплоть до начала XX столетия. Искусство и жизнь великих кастратов раскрывают перед нами и панораму развития оперного жанра, и особенности становления школы истинного бельканто (многие до сих пор заблуждаются, связывая школу «прекрасного пения» лишь с именами Беллини, Доницетти etc., в то время как она расцвела раньше — именно с искусством кастратов), и нравы общества, делавшего кастратов одновременно и величайшими звездами, влиятельными особами, и в то же время париями. В канву своего исследования Хэриот вплетает массу деталей, интереснейших подробностей жизни великих артистов, связанных с ними анекдотов и светских сплетен, а кроме того, вся вторая половина его книги посвящена жизнеописаниям наиболее прославившихся певцов. Перед нами разворачиваются настоящие человеческие драмы, мы становимся свидетелями того, как рушилась личная жизнь кастратов, ведь были периоды, когда Церковь запрещала им заводить семью. Не хотелось бы приводить здесь конкретные свидетельства из книги Хэриота, поскольку каждая страница его труда готовит для читателя массу интереснейших открытий. Не удержусь только от совета непременно взять ее в руки

Comments are closed.