БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Афиша » Браки совершаются за роялем?

Браки совершаются за роялем?

Готовится к выходу в свет новое издание отечественного аналога Книги рекордов Гиннесса, над составлением которого работает Российский комитет по регистрации рекордов планеты. Любопытно, что целый ряд рекордов, зафиксированных в этом издании, связан… с фортепианными дуэтами. А началось все в мае прошлого года в столичном Центральном доме архитектора, где состоялся гала-концерт, посвященный десятилетнему юбилею Ассоциации фортепианных дуэтов, которую возглавляют Елена Сорокина и Александр Бахчиев.\

Присутствовавший на концерте вице-президент Российского клуба рекордсменов Виктор Овсянников изрядно изумил всех присутствовавших, сообщив, что одновременное участие в концерте 17 дуэтов — рекорд, и он будет зафиксирован. Выяснилось попутно, что вице-президент ассоциации, ведущая музыкальных программ «Радио России» Людмила Осипова — автор самого большого числа публикаций, посвященных фортепианным дуэтам: за значительный вклад в развитие искусства фортепианных дуэтов Российский комитет по регистрации рекордов планеты наградил Людмилу серебряной медалью.

Некогда фортепианный дуэт был чрезвычайно популярной формой музицирования в российских домах, в салонах. Его родоначальником в Россиисчитается композитор и пианист Джон Фильд. Ирландец по происхождению, он жил и работал в Петербурге и Москве. Ученицами Д. Фильда были сестры Каролина и Евгения Цинтль, чье виртуозное исполнение дуэтов высоко оценивала современная критика. Еще один знаменитый дуэт связан с именами сестер Веры и Надежды Погожевых.

В 1917 году началось разрушение российской культуры, исчезла и традиция музицирования в четыре руки. Забытая форма исполнительства стала возрождаться в 30-е годы. Концертный жанр для двух роялей возобновили братья Готлибы, более полувека на сцене блистали народные артисткиРоссии сестры Туркины. Огромным успехом пользовались выступления дуэта Любови Брук и Марка Тайманова. Л.Брук была к тому же первоклассным педагогом, воспитавшим целую плеяду фортепианных дуэтов. Ее имя сегодня носит единственный в мире Международный детский конкурс дуэтов, проводящийся ежегодно в дни весенних каникул в Петербурге.

— С появлением на отечественной концертной эстраде Елены Сорокиной и Александра Бахчиева, игравших в четыре руки на одном рояле, — рассказывает Людмила Осипова, — произошел настоящий взрыв. Когда в 90-м году образовалась наша ассоциация, композиторы просто завалили нас сочинениями. Стоило мне повесить в Союзе композиторов объявление: «Срочно нужны для фестиваля произведения такого-то хронометража», как понесли ноты. За эти десять лет были периоды и безоблачные, и довольно сложные в материальном отношении, но интерес публики, исполнителей и композиторов к дуэтам рос неизменно. Хотя, надо сказать, не все безоговорочно принимают искусство игры в четыре руки. Один, ныне покойный, известный преподаватель говорил: «Какое жалкое зрелище представляют два музыканта, которые сидят на концертной эстраде за одним роялем и, играя в четыре руки, толкают друг друга локтями!» Что, интересно, сказал бы почтенный педагог, увидев, как за одним роялем трое (!) пианистов исполняют пьесы для шести рук, ничуть не мешая друг другу? А композитор Александр Мекаев, например, написал сочинение под названием «Сумбур вместо музыки» для двух фортепиано в шесть рук, где один из трех исполнителей играет одновременно…на двух роялях. Но вернемся к рекордам. Еще один установил композитор Виталий Гевиксман, известный по своей работе над музыкой к 20-серийному фильму «Великая Отечественная». Узнав о том, что в Японии проводится конкурс среди композиторов в жанре фортепианного дуэта, Виталий Артемьевич решил принять в нем участие. В результате его дуэт получил на конкурсе вторую премию, а сам композитор установил возрастной рекорд — ему было в ту пору 75 лет! И, наконец, самым титулованным в мире является дуэт супругов Ирины и Максима Железновых. Они — лауреаты пяти международных дуэтных конкурсов.

Давно замечено, что настоящие дуэты проверены годами. Ведь это не просто игра вдвоем, а особое психофизическое родство, тончайшее взаимодействие. Как правило, счастливо складываются судьбы семейных дуэтов. Один американский музыковед даже утверждал, что многие браки в XIX веке обязаны своей долговечностью игре в четыре руки.

Comments are closed.