БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Афиша » Петр Ильич Чайковский. Евгений Онегин

Петр Ильич Чайковский. Евгений Онегин

П.И.Чайковский, «Евгений Онегин»
П.М.Норцов (Онегин), С.Я.Лемешев (Ленский), Г.Жуковская (Татьяна), Б.Я.Златогорова (Ольга), А.С.Пирогов (Гремин), М.Бутенина (Ларина), К.Антарова (Няня), И.Коваленко (Трике), дир. В.В.Небольсин (1936)

Снова приходится констатировать идеальный вокал и в целом недостижимое сегодня качество музицирования в обеих первых записях «Онегина». Внимание привлекают, так же, как и в разных версиях «Пиковой дамы», нюансы трактовки. «Пиковая дама» записывалась в те же годы, но двумя практически разными поколениями певцов. В записи же «Онегина» и до войны, и после привлекалось одно и то же поколение, сначала совсем молодое, полное юношеских порывов, затем повзрослевшее.

Небольсину в оркестре удается установить продуманный гармоничный предел свободной переменчивости темпов, иногда приближающихся к чрезмерной ускоренности (пляска крестьян, полонез). Это и создает совершенно неповторимый эффект непрерывного перетекания сцен, как, видимо, и задумана автором эта опера. Доминирующее настроение — легкая грусть. Сквозная музыкальная динамика определяет и ораториальную атмосферу исполнения, когда каждый певец скорее представляет переживания героя, чем в полной мере проживает их. Трепет чувства нигде не переходит во взрывы откровения. Тема оперы — юношеские мечты и их хрупкость, а сами мечтатели — возникающие и уходящие тени. Финал подчеркивает условность происходящего и заодно отражает явную нескладность либретто, сводящего почти к абсурду стихи Пушкина, так и не ставшие «инсценировкой». Поэтому в разговоре Онегина с Татьяной, как его исполняют Норцов и Жуковская, взаимопонимание героев иллюзорно. Да и какой диалог возможен в этом мире сплошных грез?

Пение 34-летнего Лемешева-Ленского — на пределе музыкальной чуткости и обаяния. Ольга — сама улыбка или насмешка: пение Златогоровой поразительным образом эту улыбку передает. Ларина — чуткая мать, Няня — воплощение любви и мудрости. Гремин у Александра Пирогова представлен в открытости чувств и темперамента (хотя в арии «Любви все возрасты покорны» сказывается недостаток кантиленности его пения и укороченное дыхание). Только Онегин и Татьяна переживают здесь определенную трансформацию. Норцов начинает партию холодно и церемонно, а заканчивает горячо и порывисто, Глафира Жуковская передает муки Татьяны, прибавляя к «прежней Татьяне» уверенность и даже некоторую назидательность заключительного объяснения. Такая цельная драматургия записи дает привыкшему к новейшим штампам уху необычайно свежее представление об опере. К тому же она полностью соответствует современной эстетике концептуальной шлифовки оперных представлений.

Comments are closed.