БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Афиша » Шекспир, Пушкин, Высоцкий и Дмитрий Сухарев

Шекспир, Пушкин, Высоцкий и Дмитрий Сухарев

Почему англичане называют своего национального гения Бардом – понятно, но почему в нашем Клубе Самодеятельной Песни записали Шекспира в барды (с маленькой буквы) – вопрос!

В издательстве «У-Фактория» недавно вышел здоровенный том – «Авторская песня». Антологию составил поэт Дмитрий Сухарев. Ученому миру Дмитрий Антонович известен как биолог. Публике Сухарев более известен как автор текстов песен, которые поют Татьяна и Сергей Никитины. Естественно, что он представлен в антологии и как автор. Это первый опыт такого солидного издания – до него издавались в основном сборники авторской песни.

___ Антологию восприняли по-разному: «кто плакал, кто смеялся, кто щетинился, как еж». Поэтому ниже – несколько замечаний. И, как говаривалДовлатов, извините за мысли.

___ Слов нет, книга хороша. Издана с любовью и со знанием дела. Но есть просчет, который делает ее какой-то пародией на антологию. Авторы, в основном, представлены в алфавитном порядке. Листаем страницы, раскрыв книгу наугад: Александр Городницкий, Леонид Губанов, Николай Гумилев,Денис Давыдов, Юлий Даниэль, Алексей Дидуров… Из выписанных подряд имен только Городницкого и Дидурова можно, пожалуй, по праву назвать песенниками, хотя Дениса Давыдова тоже, бывало, пели.

___ В антологии авторской песни, изданной на Урале, почему-то нет многих уральских бардов – нет ни Геннадия Перевалова, ни Леонида Ваксмана, ни Раисы Абельской, ни Павла Папушева, ни Сергея Нохрина, ни Дмитрия Воронкова, ни Лены Бушуевой – ряд можно продолжить. Зато есть Иннокентий Анненский, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Иосиф Бродский. А также Пушкин, Лермонтов и Шекспир. И только потому, что кто-то из бардов когда-то положил их стихи на музыку. Эти имена, очевидно, должны придать вес антологии. Тогда для пущей весомости, можно было бы присовокупить к классикам и Гомера, предварительно сбацав фрагменты «Илиады» или «Одиссеи» на гитаре. Следуя логике составителя, можно Осипа Мандельштамазаписать в эстрадники, только на том основании, что его тексты когда-то спела Алла Пугачева. Наверное, было бы разумно поместить всех этих замечательных поэтов в отдельный раздел.

___ Как остроумно однажды заметил известный свердловский культуртрегер Андрей Козлов: «Высоцкий разбудил рокеров, рокеры предопределили решения ХХV1 съезда КПСС». В какой-то мере, авторская песня была предтечей русского рок-н-ролла, который использовал просто более энергичную подачу текстов и опирался на западные традиции, где музыке уделялось первостепенное значение. Виктор Цой, Майк Науменко, и, конечно же, Борис Гребещиков предложили новые формы существования авторской песни, но снобы-барды не приняли этих форм. (Зато, чувствуя, что нуждаются в качестве, обратились к классикам и просто хорошим поэтам. И стали сочинять музыку на замечательные стихи. Юрий Левитанский был, конечно, не против, чтобы его стихи пели, но писал-то он стихи, а не тексты песен. И часто возмущался радостному вторжению бардов в его быт.) Для наших рокеров в антологии не нашлось места. И напрасно. Это могла бы быть интересная глава.

___ Художник Копылов, как-то заметил, что бардовская песня имеет форму куба – она вся умещается на кухне. Т.е. кухня для авторской песни – это не просто привычная среда обитания, а единственно возможный способ существования. Авторская песня, выйдя из кухонь и маленьких клубов на эстраду, стала частью шоу-бизнеса и подчинилась законам, продиктованными этим монстром. При этом она потеряла самое драгоценное, что в ней было: интимность. Когда Александр Розенбаум выходит на эстраду во фраке (!) с гитарой и поет свои песни, а сзади маячит Краснознаменный хор в мундирах подпевающий хорошо поставленными голосами, становится грустно. Картинка рисуется абсурдная: Розенбаум (энергично, с угрозой) – «Гоп-стоп!». Хор (нежно, издалека, с тревогой) – «Мы подошли из-за угла!». Впрочем, Розенбаума в антологию Сухарев не пустил.

___ Недавно на Урале с гастролями побывали бард Леонид Ваксман (в антологию не вошел) и поэт Михаил Сипер (участник антологии). На концертах, которые проходили в клубах при небольшом стечении народа, звучали слабые беспомощные тексты, выдаваемые за стихи. И волшебным образом эти же тексты преображались, когда исполнялись под гитару. Мелодия, гитара, голос, интонация – важные составляющие авторской песни. Без них она не жизнеспособна. Булат Окуджава весьма сердился, когда его называли бардом. «Я писатель, – говорил он. – Я пишу романы, рассказы, стихи. Иногда напеваю свои стихи под гитару, но это не дает основания называть меня бардом».

___ Стихи – самодостаточны. Они не нуждаются в голосе. Они могут быть исполняемы, но могут жить только как напечатанный текст. Как бы не хотелось этого бардам, но тексты многих песен живут только когда исполняются. Попробуйте прочитать как стихи тексты Высоцкого – в голове у вас сразу зазвучит его голос. Кстати, барды семидесятых почему-то не любили Высоцкого. Уважали, но не любили. Он был одиночка. А барды тех времен всегда кучковались. На туристических слетах, на различных фестивалях. Они, как замечает сам Дмитрий Сухарев, образовали государство КСП (не путать с КПСС! – шутили бородатые лирики и физики с гитарами, при этом деланно-опасливо оглядываясь). Места в этом государстве не было ни Высоцкому, ни Галичу, ниОкуджаве. Зато сейчас есть место в антологии.

___ Многие песни бардов уже всерьез не воспринимаются – они перешли в разряд детских песенок. Татьяна и Сергей Никитины их замечательно поют. Про далекие страны, про собачек, про лошадок… Возникает «усталость» жанра. Такое в истории литературы бывает. Когда-то над книгами романтиков угрюмые мужчины рыдали, как дети. А Жюль Верн и Джек Лондон? Майн Рид и Луи Буссенар? Они давно занесены в раздел юношеской и детской литературы.

___ Антологий должно быть много. Антология – это точка зрения, и чем больше будет изданий, в которых суммируется поэтический опыт, тем полнее мы будем представлять литературный процесс. Наверное, идеальную антологию, удовлетворяющую всех, создать просто не возможно. Придет время – появятся академические тяжеловесные тома. Прекрасно структурированные, с исчерпывающими комментариями – и невыразимо скучные. Авторская антология недостаточна, несовершенна (в силу своей субъективности), часто намеренно провокационна, и легко уязвима для критики. Но, как любой дерзкий проект, – она вызывает неизменный интерес и у профессионалов, и у любителей.

P.S. Антология, составленная Дмитрием Сухаревым и изданная «У-Факторией» лично мне напоминает толстый сборник песен – эдакий «песенник» (у одной «каэспэшницы» сам видел большую тетрадь с теми же текстами – и называлась она «Песельник»). Или «дембельский альбом». Кто служил, тот поймет, о чем речь.

 

Евгений Касимов

Comments are closed.