БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Биография » Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Чайковский вырос в очень культурной семье. Отец его, талантливый горный инженер, в сороковые годы работал на Урале, где и прошло раннее детство будущего автора «Евгения Онегина». Впоследствии отец Чайковского был директором Технологического института в Петербурге.
____ Музыка рано вошла в жизнь Чайковского. Он учился фортепьянной игре, слушал немногочисленных пианистов-любителей, посещавших семью Чайковских. Большое впечатление произвел на мальчика моцартовский «Дон Жуан», отрывки из этой оперы он слушал в исполнении небольшого механического музыкального инструмента-оркестрины. На Урале Чайковскому часто приходилось слышать народные русские песни, и любовь к ним он сохранил на всю жизнь.

Десятилетним мальчиком Чайковский поступил в Петербургское училище правоведения — учебное заведение, готовившее юристов. С этого времени расширяется круг музыкальных впечатлений Чайковского. Он посещает оперный театр и концерты. Первая услышанная им опера — «Иван Сусанин». Уже в зрелом возрасте Чайковский сказал однажды, что «ему особенно дорога первая опера Глинки, ибо он слышал ее в счастливые годы своей юности». «Иван Сусанин» навсегда остался одной из любимейших опер Чайковского. В училище правоведения продолжались занятия фортепьянной игрой. Чайковский брал уроки у лучших петербургских педагогов и стал неплохим пианистом. Но он еще был далек от мысли посвятить свою жизнь искусству.
____ Окончив училище девятнадцатилетним юношей, Чайковский поступил на службу в департамент юстиции. Службой он интересовался мало, больше занимали его театр, концерты, посещения знакомых. В начале шестидесятых годов Чайковский решает стать музыкантом-профессионалом, композитором. Он оставляет службу, поступает в музыкальные классы, вскоре преобразованные вконсерваторию. Живя на грошовые заработки — уроки музыки, аккомпанемент — он занимается под руководством А.Г.Рубинштейна с огромным трудолюбием, которое навсегда осталось коренным его свойством.
____ В 1865 году Чайковский окончил Петербургскую консерваториюМоскву, где стал профессором только что открытой Московскойконсерватории. В 1877 году после тяжелого заболевания Чайковский покидает консерваторию. Начиная с этого времени, он занимается только творческим трудом. Несколько лет Чайковский проводит в скитаниях. Он живет то за границей, то на родине, часто гостит наУкраине в имении своих родственников. С середины восьмидесятых годов Чайковский живет главным образом в России, в Москве и подМосквой: недалеко от Клина (во Фроловском, в Майданове) и в Клину. В последнем жилище Чайковского, в Клину, создан музей, в котором сохраняются в неприкосновенности комнаты композитора. Здесь собраны его рукописи, ведется работа по изучению его творчества.
____ Очень скоро Чайковский приобретает мировую славу, его произведения исполняются в России и за рубежом. Часто он сам дирижирует своими сочинениями на родине, в разных странах Европы и в Америке.
____ Чайковский ушел из жизни в возрасте пятидесяти трех лет. Умер он внезапно, в расцвете творческих сил. Всего за несколько месяцев до смерти он написал величайшее из своих симфонических сочинений — шестую симфонию. Чайковский — наиболее многогранный из всех русских композиторов. Его творческое наследие не только обильно, но и чрезвычайно разнообразно. Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипичные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром. Достаточно назвать несколько сочинений — скрипичный концерт, первый фортепьянный концерт,трио «Памяти великого артиста», романсы «Хотел бы в единое слово» и «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь»), цикл фортепьянных миниатюр «Времена года» (среди них «На тройке» и «Осенняя песня»), симфонические фантазии «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини», четвертая и шестая симфонии, балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
____ В одном из писем Чайковский говорит, что хотел бы написать оперу «с сюжетом характера интимного, где бы раздолье было для лирических излияний». Действительно, в своем оперном творчестве Чайковский прежде всего лирик; его влечет глубокое раскрытие сложного душевного мира человека. Страстные порывы, жадное стремление к счастью, трагические столкновения с мрачной действительностью — таково чаще всего содержание опер Чайковского. Своему ученику и другу С.И.Танееву Чайковский писал: «Я всегда стремился выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие, живые люди, чувствующие так же, как и я». В своих письмах он говорит об этом не раз, всегда горячо и убежденно. «Я охотно примусь за всякую оперу, — писал Чайковский Танееву, — где, хотя и без сильных и неожиданных эффектов, есть существа, подобные мне, испытывающие ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые. Ощущенийегипетской принцессы, фараона, какого-то бешеного нубийца я не знаю, не понимаю. Какой-то инстинкт подсказывает мне, что эти люди должны были чувствовать, двигаться, говорить, а следовательно, и выражать свои чувства совсем как-то особенно — не так, как мы». Эти мысли Чайковского высказаны им в зрелые годы. Не сразу пришел Чайковский к такому пониманию задач оперного творчества. В первых трех операх («Воевода», «Ундина», «Опричник») он не нашел еще своего вполне индивидуального пути оперного композитора. «Воеводу» Чайковский считал «очень плохой оперой». В письме, в котором Чайковский дает столь суровую оценку своему оперномупервенцу, он критически отзывается и о следующих операх — «Ундине», которую он сжег, и «Опричнике». И тут же Чайковский говорит: «Необходимо пройти через ряд неудавшихся опытов, чтобы дойти до возможной степени совершенства, и я нисколько не стыжусь своихоперных неудач. Они послужили мне полезными уроками и указаниями». Прежде всего он убедился, что ни один из выбранных им сюжетов не соответствовал полностью особенностям его творческой натуры. Действительно, близкий ему сюжет Чайковский нашел лишь в «Евгении Онегине» (1877—1878). Из рассказа Чайковского известно, как возникла мысль написать оперу по бессмертному пушкинскомуроману. В мае 1877 года Петр Ильич писал своему брату М.И.Чайковскому: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер… Лизавета Андреевна… вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.

Comments are closed.