БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Биография » Морис Равель

Морис Равель

— французский композитор. В 1889—1905 годах занимался в Парижской консерватории, в том числе у Ш.В. де Берио (фортепьяно), Г.Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанскаятематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э.Шабрие, Э.Сати, особенно К.Дебюсси, а также русских композиторов — А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова и особенно М.П.Мусоргского(работал совместно с И.Ф.Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере«Испанский час» Равель, по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х годах совершил концертное турне по странам Европыи Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в том числе фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбеавстрийского пианиста П.Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917 год). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.

Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 века, Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907 год), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928 год) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма 20 века, опера «Испанский час» (1907 год), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М.М.Фокина, 1912 год), Болеро, «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно, 1911 год) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.

Творчество, открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 века. В 1975 году в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М.Равеля».

Сочинения:

 оперы —
Испанский час (L’heure espagnole, комическая опера, либретто М.Франк-Ноэна, 1907 год, поставлена в 1911, театр «Опера комик», Париж), «Дитя и волшебство» (L’enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г.С.Колет, 1920-25 годы, поставлена в 1925, в Монте-Карло);

балеты —
«Дафнис и Хлоя» (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М.М.Фокина, 1907-12 годы, поставлен в 1912, театр «Шатле», Париж), «Сон Флорины, или Матушка-гусыня» (Ma mire l’оуе, на основе фортепианных пьес того же названия, либретто Pавеля, поставлен в 1912 «Театр искусств», Париж), «Аделаида, или Язык цветов» (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепианного цикла «Благородные и сентиментальные вальсы», либреттоPавеля, 1911 год, поставлен в 1912, театр «Шатле», Париж);

кантаты —
«Мирра» (1901 год, не опубликована), «Альсион» (1902 год, не опубликована), «Алиса» (1903 год, не опубликована);

для оркестра —
увертюра «Шехеразада» (1898 год), «Испанская рапсодия» (Rapsodie espagnole: «Прелюдия ночи» — Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907 год), «Вальс» (хореографическая поэма, 1920 год), «Веер Жанны» (L’aventail de Jeanne, вступительные фанфары, 1927 год), «Болеро» (1928 год);

концерты с оркестром —
2 для фортепиано (D-dur, для левой руки, 1931 год; G-dur, 1931 год);

камерно-инструментальные ансамбли —
2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27 годы), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faure, для скрипки и фортепиано, 1922 год),соната для скрипки и виолончели (1920-22 годы), фортепианое трио (a-moll, 1914 год), струнный квартет (F-dur, 1902-03 годы), Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06 годы);

для фортепиано в 2 руки —
«Гротескная серенада» (Serenade grotesque, 1893 год), «Античный менуэт» (Menuet antique, 1895 год, также оркестровый вариант), «Павана усопшей инфанте» (Pavane pour une infante dеfunte, 1899 год, также оркестровый вариант), «Игра воды» (Jeux d’eau, 1901), сонатина (1905 год), «Отражения» (Miroirs: «Ночные бабочки» — Noctuelles, «Грустные птицы» — Oiseaux tristes, «Лодка в океане» — Une barque sur l’ocean (также оркестровый вариант), «Альборада, или Утренняя серенада шута» — Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), «Долина звонов» — La vallee des cloches; 1905 год), «Ночной Гаспар» (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d’apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием «Призраки ночи»: Ундина, Виселица — Le gibet, Скарбо; 1908 год), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d’Haydn, 1909 год), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911 год), Прелюд (1913 год), «В манере… Бородина, Шабрие» (A la maniиre de… Borodine, Chabrier, 1913 год), сюита «Гробница Куперена» (Le tombeau de Cou-perin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровыйвариант), токката, 1917 год);

для фортепиано в 4 руки —
«Матушка-гусыня» (Ma mire l’оуе: «Павана Красавице, спящей в лесу» — Pavane de la belle au bois dormant, «Мальчик-с-пальчик» — Petit poucet. «Дурнушка, императрица Пагод» — Laideronette, imperatrice de Pagodes, «Красавица и Чудовище» — La Belle et la Bete, «Сказочный сад» — Le jardin ferique; 1908 год), «Фронтипис» (1919 год);

для 2 фортепиано —
«Слуховые пейзажи» (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов — Entre cloches; 1895-1896 годы);

для скрипки с фортепиано —
Концертная фантазия «Цыганка» (Tzigane, 1924 год; также с оркестром);

хоры —
Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, слова Pавеля: Николета, Три чудо-птицы райских кущ — Trois beaux oiseaux du paradis, Рондо; 1916 год);

для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем —
«Шехеразада» (с оркестром, слова Т.Клингсора, 1903 год), Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: «Вздох» — Soupir, «Тщетная мольба» — Place futile, «На крупе скакуна лихого» — Surgi de la croupe et du bond; 1913 год), Мадагаскарские песни (Chansons madеcasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, слова Э.Д.Парни: «Нахандова», «Ауа!» — Aoua!, «Хорошо улечься в зной» — Il est doux; 1926 год);

для голоса с фортепиано —
«Баллада о королеве, умершей от любви» (Ballade de la reine morte d’aimer, слова Маре, 1894 год), «Мрачный сон» (Un grand sommeil noir, словаП.Верлена, 1895 год), «Святая» (Sainte, слова Малларме, 1896 год), Две эпиграммы (слова Маро, 1898 год), «Песня прялки» (Chanson du ronet, слова Л. де Лиля, 1898 год), «Угрюмость» (Si morne, слова Э.Верхарна, 1899 год), «Плащ цветов» (Manteau de fleurs, слова Граволле, 1903 год, также с оркестром), «Рождество игрушек» (Le Noлl des jouets, слова Pавеля, 1905 год, также с оркестром), «Великие ветры, пришедшие из-за моря» (Les grands vents venus d’outre-mer, слова А.Ф.Ж. де Ренье, 1906 год), «Естественные истории» (Histoires naturelles, слова Ж.Ренара, 1906 год, также с оркестром), «На траве» (Sur l’herbe, слова П.Верлена, 1907 год), Вокализ в форме Хабанеры (1907 год), 5 народных греческих мелодий (перевод М.Кальво-Коресси, 1907 год), народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская: 191(!), Две еврейские мелодии (1914 год), «Ронсар — своей душе» (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924 год), «Мечты» (Reves, cлова Л.П.Фарга, 1927 год), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П.Морана, 1932 год, также с оркестром);

оркестровки —
Антар, фрагменты из симфонической сюиты «Антар» и оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова (1910 год, не опубликовано), Прелюд к «Сыну звёзд» Сати (1913 год, не опубликовано), Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубликовано), «Карнавал» Шумана (1914), «Помпезный менуэт» Шабрие (1918 год), «Сарабанда» и «Танец» Дебюсси (1922 год), «Картинки с выставки» Мусоргского (1922);

переложения (для 2 фортепиано) —
«Ноктюрны» и «Прелюдия к «Послеполудию Фавна» Дебюсси (1909, 1910 годы)

Comments are closed.