БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Биография » Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

 — русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4—5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно. С 1882 года занимался в Петербургской, с 1885 — в Московской консерватории. Среди его педагогов: Н.С.Зверев и А.И.Зилоти (фортепьяно), А.С.Аренский и С.И.Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891 год: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П.И.Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование.
____ Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891 год) и композитор (1892 год; дипломная работа—опера «Алеко»). В сезон 1897/98 годов дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899 году). В 1909—12 годах активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е годы были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.
____ В конце 1917 года Рахманинов уехал на гастроли в — горы на западе Скандинавию, с 1918 поселился в США. Весной 1931 года, после его статьи в «Нью-Йорк таймс», где Рахманинов осуждал первые волны сталинских репрессий, бесконечные «чистки» и лагеря, в которых уже мучались и погибали тысячи безвинных жертв террора, начался «бойкот», учиненный произведениям композитора на родине. В 1918—43 годах занимался преимущественноконцертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941—42 годах выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.
____ Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19—20 веков. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность.
____ Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободымелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.
____ Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.

Сочинения:

оперы —
«Алеко» (либретто Вл.И.Немировича-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыганы», 1892 год, Большой театр), «Скупой рыцарь» (на текст Пушкина,ор. 24, 1904 год; поставлена в 1906, Большой театр), «Франческа да Римини» (либретто М.И.Чайковского по 5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте, ор. 25, 1904 год; поставлена в 1906, Большой театр);

для солистов, хора и оркестра —
кантата «Весна» (на текст стихотворения Н.А.Некрасова «Зелёный шум», ор. 20, 1902 год), поэма «Колокола» (на слова Э.По в переводеК.Д.Бальмонта, ор. 35, 1913 год);

для оркестра —
3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895 год; e-moll, op. 27, 1906-07 годы; a-moll, op. 44, 1935-36 годы), фантазия «Утёс» (по стихотворению M.Ю.Лермонтова,ор. 7, 1893 год), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894 год), симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по картине А.Бёклина, ор. 29, 1909 год), Симфонические танцы, ор. 45 (1940 год);

для фортепиано с оркестром —
4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91 годы, 2-я редакция 1917 год; c-moll, op. 18, 1901 год; d-moll, op. 30, 1909 год; g-moll, op. 40, 1914-26 годы, 2-я редакция 1929 год, 3-я редакция 1941 год), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934 год);

камерно-инструментальные ансамбли —
Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893 год), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892 год) и соната g-moll,ор. 19 (1901 год) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893 год);

для фортепиано —
2 сонаты (d-moll, ор. 28. 1906-07 годы; b-moll, op. 36, 1913 год, 2-я редакция 1931 год), Вариации на тему Шопена, ор. 22 (1902 год), Вариации на темуКорелли, ор. 42 (1931 год), Пьесы-фантазии, op. 3 (N.1 Элегия, N.2 Прелюдия до диез минор, N.З Мелодия) (1892 год), Салонные пьесы (1893-94 годы), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (N.5 Музыкальный момент ре бемоль мажор, N.б Музыкальный момент до мажор) (1896 год), 10 прелюдий, ор. 23 (N.1 Прелюдия фа диез минор, N.3 Прелюдия ре минор, N.4 Прелюдия ре мажор, N.5 Прелюдия соль минор, N.10 Прелюдия соль бемоль мажор) (1902 год), 13прелюдий, op. 32 (N.5 Прелюдия соль мажор, N.10 Прелюдия си минор, N.12 Прелюдия соль диез минор) (1910 год), 6 Этюдов-картин, op. 33 (N.3 Этюд-картина до минор, N.9 Этюд-картина до диез минор) (1911 год), 9 Этюдов-картин, op. 39 (N.1 Этюд-картина до минор, N.2 Этюд-картина ля минор) (1916-17 годы), Bocточный эскиз (1917 год), Осколки (Fragments, 1917 год);

для фортепиано в 4 руки —
6 пьес, ор. II (1894 год);

для 2 фортепиано —
2 сюиты (1-я — «Фантазия», ор. 5, 1892 год; 2-я op. 17, 1900-01 годы);

для хора с оркестром —
Три русские песни, ор. 41 (1926 год);

для хора с фортепиано —
Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 («Славься», слова Н.А.Некрасова; «Ночка», слова В.Н.Лодыженского; «Сосна», словаЛермонтова; «Задремали волны», слова К.P.; «Неволя», слова Н.Г.Цыганкова; «Ангел», слова Лермонтова; 1894-96 годы);

для хора а сappellа —
«Литургия Иоанна Златоуста», ор. 31 (1910 год), «Всенощное бдение», ор. 37 (1915 год);

для голоса с фортепиано —
6 романсов, ор. 4 (1891-93 годы), 6 романсов на слова А.Н.Плещеева, ор. 8 (1893 год), 12 романсов, ор. 14 (1896 год), 12 романсов, op. 21 (1902 год), 15романсов, op. 26 (1906 год), «Письмо К.С.Станиславскому от С.Рахманинова» (1908 год), 14 романсов, ор. 34 (1912 год), «Из Евангелия от Иоанна» (1915 год), 5 романсов, ор. 38 (1916 год);

транскрипции и переложения (для фортепиано) —
своих романсов «Сирень» (издано в 1941 году) и «Маргаритки» (издано в 1940), сочинений других авторов — Ж.Бизе. Менуэт из музыки к драме А.Доде»Арлезианка» (1903 год), M.П.Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (издано в 1921 году), Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви» (издано в 1926 году) и вальс «Радость любви» (издано в 1943), Н.А.Римский-Корсаков, «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (издано в 1931 году), И.С.Бах.Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано в 1933 и 1941 годах), Ф.Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (издано в 1938 году), П.И.Чайковский. «Колыбельная» на слова А.Н.Майкова (издана в 1941 году), балет «Спящая красавица» (для фортепиано в 4 руки);

юношеские сочинения (не изданные автором) —
1-я часть симфонии (1891 год), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по стихотворению А.К.Толстого, 1891 год), Andante и скерцо для струнногоквартета (1889 год), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892 год), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88 годы), 4 пьесы для фортепиано (1889 год), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91 годы), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891 год), 5 романсов (1890-91 годы), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891 год), Deus meus для хора a cappella (1890-91 годы).

Comments are closed.