БЛИЖЕ К КЛАССИКЕ! - сайт екатеринбургской радиопрограммы,

посвященный классической музыке.

Home » Биография » Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин

— русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882—89 годы). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепьяно) у Г.Э.Конюса, Н.С.Зверева. В 1892 году окончилМосковскую консерваторию по классу фортепьяно у В.И.Сафонова, занимался также у С.И.Танеева (контрапункт) и А.С.Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М.П.Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).
____ В 1904—10 годах (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью : в 1898—1903 годах профессор (класс фортепьяно) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М.С.Неменова-Лунц, Е.А.Бекман-Щербина.
____ Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 веков. В творчестве представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х годах созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1—3-я сонаты для фортепьяно,концерт для фортепьяно с оркестром, в 1900-х годах — 3 симфонии, 4—10-я сонаты и поэмы для фортепьяно (в том числе «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907 год), «Прометей» («Поэма огня», 1910 год) — этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.
____ В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 года Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства — музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
____ В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда — так называемый прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху.
____ Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепьянную и симфоническую музыку 20 века. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 году в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

 

Сочинения:

для оркестра —
3 симфонии (№ 1 E-dur, ор.26 1899-1900 годы; № 2 c-moll, op.29, 1901 год; № 3 Божественная поэма с-mоll, op.43, 1903-04 годы), Поэма экстаза (С-dur, ор.54, 1905-07 годы), Прометей (Поэма огня, op.50, 1909-10 годы), пьесы для симфонического оркестра -Симфоническое Allegro (без ор., 1896-99 годы, нe окончено, издано посмертно под названием Симфоническая поэма), Мечты (Reverie, ор.24, 1898 год), скерцо (для струнного оркестра, без ор., 1899 год), Andante (для струнного оркестра без ор., 1899 год);
для фортепьяно с оркестром —
концерт (fis-moll, op.20, 1896-97 годы), фантазия (без ор., 1888-89 годы, издано посмертно);

для фортепьяно —
10 сонат (№ 1 ор.6, 1892 год: № 2 соната-фантазия ор.19, 1892-97 годы; № 3 ор.23, 1897-98 годы; № 4 op.30, 1901-03 годы; №5 ор.53, 1907 год; № 6 oр.62, 1911-12 годы; № 7 op.64, 1911-12 годы; № 8 oр.66, 1912-13 годы; № 9 ор.68, 1913 год; № 10 ор.70, 1913 год); поэмы: 2 (ор.32, 1903 год), Трагическая (ор.34, 1903 год), Сатаническая (ор.36, 1903 год), ор.41 (1903 год), 2 (ор.44, 1904-05 годы), Поэма-ноктюрн (op.61, 1911-12 годы), 2 (ор.63 — Маска, Странность. 1912 год), 2 (ор.69, 1913 год), К пламени (Vers la flamme, ор.72, 1914 год); прелюдии: 24 (ор.11, 1888-96 годы), 6 (ор.13, 1895 год), 5 (ор.15, 1895-96 годы), 5 (op.16, 1894-95 годы), 7 (ор.17, 1895-96 годы), 4 (ор.22, 1897-98 годы), 2 (ор.27, 1900 год), 4 (ор.31, 1903 год), 4 (ор.33, l903 год), 3 (ор.35, 1903 год), 4 (op.37, 1903 год), 4 (ор.39, 1903 год), 4 (ор.48, 1905 год), 2 (ор.67, 1912-13 годы), 5 (ор.74, 1914 год); мaзурки: 10 (ор.3, 1888-90 годы), 9 (ор.25, 1899 год), 2 (ор.40, 1903 год); вальсы: ор.1 (1885-86 годы), ор.38 (1903 год), Вроде вальса (Quasi valse, ор.47, 1905 год), вальс для левой руки (без ор., 1907 год); этюды: 12 (ор.8, 1894-95 годы), 8 (оp.42, 1903 год), 3 (ор.65, в нонах, в септимах, и квинтах, 1912 год); экспромты: 2 в форме мазурки (ор.7, 1891 год), 2 (ор.10, 1894 год), 2 (ор.12, 1895 год), 2 (ор.14, 1895 год); циклы и группы пьес: ор.2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт, 1887-89 годы), ор.5 (2 ноктюрна, 1890 год),ор.9 Прелюдия и Ноктюрн для левой pуки, 1894 год), ор.45 (Листoк из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия, 1905-07 годы), ор.49Этюд, Прелюдия, Мечты, 1905 год), оp.51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления, 1906 год), ор.52 (Поэма, Загадка, Поэма томления, 1905 год), ор.56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд, 1908 год), ор.57 (Желание, Лacкa в танце, 1908 год), ор.59 (Поэма,Прелюдия, 1910-11 годы), 2 танца ор.73 (Гирлянды, Мрачное пламя, 1914 год); отдельные пьесы: Аllegro appassionato (ор.4, 1887-93 годы, переработанная 1-я часть неоконченной юношеской сонаты es-moll), Presto (без ор., 1888-89 годы, 3-я часть неоконченной юношеской сонаты аs-moll), Концертное Allegro (ор.18. 1895-97 годы), полонез (ор.21, 1897-98 годы), фантазия (ор.28, 1900-01 годы),скерцо (op.46, 1905 год), Листок из альбома (ор.58, 1911 год);

для голоса с фортепьяно —
романс «Хотел бы я мечтой прекрасной» (стихи Скрябина, 1891 год).

 

Comments are closed.